Русская мозаика отличается от других мозаик. Особая технология художественной обработки натуральных камней, таких как малахит, яшма, лазурит, агат, позволяет создавать роскошную мебель, предметы интерьера и украшения.
Основу из недорогого прочного камня как бы оклеивают тщательно подобранными по цвету и рисунку пластинками из цветного камня. В итоге изделие производит впечатление монолитности. Мозаика выполняется даже на криволинейных поверхностях.
Сначала создаётся форма. На неё наклеивают пластинки из поделочного камня. Их совмещают как пазлы, стачивая каждую деталь под нужным углом. Важно также, чтобы швы были незаметны. Раньше вместо клея применяли олово. А для малахита и сейчас используется специальная мастика.
Следующий этап — полировка и шлифовка. Пластинки до блеска натирают шлифовальным камнем.
Техника русской мозаики позволяет максимально подчеркнуть природную красоту камня. Изделия, особенно из малахита, отличаются редкостной внешней выразительностью и витиеватостью рисунка. Русскую мозаику невозможно спутать ни с какой другой.
Краткая история русской мозаики X- XVIII вв.
Считается, что русская мозаичная школа — прямая наследница византийской и итальянской. Официально она начинает складываться с момента учреждения Императорского Мозаичного Заведения при Академии Художеств (1847).
С другой стороны, русские умельцы создавали мозаики задолго до этого, ещё с X века. Архитектурных памятников той поры дошло до нас немного. В 2017 году на раскопках новгородской церкви Благовещения на Городище (1103 г. н. э) была обнаружена смальта 4 цветов.
И Ломоносов в XVIII в. нарушил монополию итальянцев на производство смальты. Уже при нём город на Неве стал «мозаичным сердцем» России. А его «Полтавская баталия» — общепризнанный шедевр монументального искусства. Но судьба наследия отца русской мозаики и гениального новатора была трагичной. Сразу после его кончины передовую стекольную фабрику поспешно закрыли. Бесценные собственные секреты производства, в которые уже больной Михаил Васильевич вложил много души, труда и здоровья, были безрассудно утрачены.
Мозаичный бренд Фроловых
В XIX-XX веках в мозаичном искусстве огромных успехов добилась династия талантливых русских мозаичистов Фроловых. История их знаменитого бизнеса началась с того, что в 1888 Академия художеств отправила молодого А. А. Фролова, сына художника А. Н. Фролова, в Италию. Назрела острая нужда в кратчайшие сроки возродить забытые начинания Ломоносова. Результаты поездки были обобщены в смелом авторском проекте, а руководство не одобрило идей реорганизации мозаичного дела. И тогда в ответ Александр Никитич решил открыть свою, негосударственную студию…
Они брали самые разнообразные заказы, и религиозные, и светские. «Мозаичные портреты, картины, иконы, престолы, иконостасы, фризы, арки, панно, надписи, покрытия куполов и шпилей, фасады магазинов и пр. Быстро, прочно, дешево, изящно».
В 1895 г. был объявлен международный конкурс по украшению храма Спаса на Крови. И так случилось, что частная мастерская фроловцев обошла и именитых итальянцев, и прославленную Академию.
А. А. Фролов умирает молодым, не прожив и 40 лет, и во главе предприятия становится его брат Владимир.
Среди главных заказчиков мастерской — известный по тем временам меценат Ю. С. Нечаев-Мальцев, один из основных жертвователей при создании сегодняшнего Пушкинского музея. В родном Гусе Хрустальном он финансировал строительство храма Святого Георгия, украшенного мозаикой по эскизу Васнецова «О Тебе радуется, Благодатная».
Ещё одной яркой страницей стало сотрудничество с Рерихом. По эскизам прославленного художника мастера украсили фасады церкви Св. Ап. Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах, а также изготовили мозаику для надгробия Куинджи с излюбленным символом философа и мыслителя — Древом жизни.
Первые советские мозаики — два герба СССР с фасада Киевского вокзала в Москве — тоже результат труда мозаичистов круга В. А. Фролова. Его же назначили руководить работами по мозаичному оформлению мавзолея вождя мирового пролетариата.
А в 1938 г. самые первые мозаики появились в московском метро. Ими были украшены своды станции «Маяковская». Кстати, сам художник А. А. Дейнека не был доволен проделанной работой. Иначе, не так критически, отнёсся к заказу мозаичист Фролов, посчитавший сам факт применения мозаики в метро удачей.
Шедевры русской мозаики
- Впервые «русскую мозаику» по повелению Екатерины II применили мастера Петергофской гранильной фабрики. Ею декорировали в 1780-ые годы интерьеры «Агатовых комнат» в Царском Селе, для чего пригласили шотландского архитектора Ч. Камерона.
- В 1851 году Россия участвовала во Всемирной выставке в Лондоне. Иностранцев поразили малахитовые двери русского павильона. Посетители искренне изумлялись, что эти двери сделаны из материала, по их меркам, больше подходящего для ювелирных изделий.
- Уникальная по своим экспонатам малахитовая гостиная находится в Эрмитаже. Колонны, пилястры, камины, вазы из малахита – всё это русская мозаика. На основу наклеивали малахитовые пластинки 2-4 мм, а в стыки наносили порошок из зеленого минерала. Ярко-зелёный цвет камня выигрышно подчёркивается обилием позолоты в орнаментах интерьера. Высокая яйцевидная ваза занимает особое место в экспозиции.
- К 20-летию Октябрьской революции Орджоникидзе выступил с оригинальной инициативой собрать из отечественных самоцветов и драгоценных камней «Карту индустриализации». Он зажегся идеей отметить на ней все самые значимые достижения советской промышленности.
Разработкой беспрецедентного проекта и на этот раз занимался всё тот же высококомпетентный В. А. Фролов, а также П. А. Скворцов и А. З. Данилочкина. Общий размер уникальной каменной картины –26, 6 кв. м, а вес – 3 500 кг. Советское художественное панно выполнено в техниках флорентийской и русской мозаики. Над колоссальной по размеру картой трудились 700 мастеров и сделали её менее чем за год. Она состоит из 45 000 тонких пластин самых разных минералов. Каждый камень имел своё предназначение. Так, золото, серебро и рубин использовали для выделения крупных населенных пунктов. Рубин, алмазы – для Москвы. Александрит – для Ленинграда. Изумруды — для столиц всех 16 братских союзных республик. Ограненные драгоценные и поделочные камни — для крупных промышленных объектов Страны Советов.