Образ Екатерины II, подобно многим мозаикам Ломоносовской мастерской второй половины 1750-х – начала 1760-х годов, является результатом совместной работы Ломоносова со знаменитым художником того времени Фёдором Степановичем Рокотовым: профиль императрицы зеркален тронному портрету кисти последнего.
Создана эта работа была одновременно с изображением фаворита Екатерины II Г.Г. Орлова и преподнесена правительнице «на торжественный праздник коронации» в попытке зарекомендовать непопулярное тогда мозаичное дело.
В отличие от многих других полотен Ломоносова, этот портрет весьма точно передаёт черты лица, он объёмен, строг в тон эмоциям Екатерины.
Выполнено изображение также в неожиданно сдержанных тонах новой цветовой палитры со слабым контрастом: даже поджатые губы и одежда императрицы – розовое парчовое платье, на которое накинута золотисто-желтая горностаевая мантия и голубая лента – со спускающимся на неё излюбленным Рокотовым витым локоном лишены характерной насыщенности: выделяется цветом разве что румяное лицо Екатерины. Портрет был прокомментирован Грабарём в своё время так: «очень гармоничен в цветах и деликатен в обработке». И действительно, для Ломоносовской мастерской настал, кажется, новый этап портретного искусства.