Увлечённый образом своего любимого героя Михаил Васильевич собственноручно выложил изображение Петра I, также поручив ученикам создание нескольких реплик, оказавшихся, увы, гораздо менее удачными.
На его полотне особенный подход к мозаичному искусству заметен очень чётко: зрителя могут поразить свободная декоративность, выразительность, а смелая выкладка крупными кусками смальты создаёт уникальное выражение лица императора – у Ломоносова Пётр выглядит неожиданно весёлым, жизнерадостным, его открытый взгляд цепляет. Своей уверенной размашистой манерой Ломоносов только подчёркивает специфику материала, не пытаясь подражать живописи, в отличие от мастеров-современников.
Изображение очень контрастно, насыщено цветами. Так, на почти чёрном фоне выделяется тон кожи, сочетаясь с молочными частями облачения, лицо имеет рыжеватые рефлексы в теневой части щёк. Через плечо Петра переброшена синяя орденская лента с пущенным по ней узором чёрного муара.
Хранится мозаичный портрет на данный момент в Эрмитаже.