Как и, вероятно, портрет Елизаветы Петровны, как портрет Петра Ивановича Шувалова и профиль Екатерины II, мозаичное изображение Петра Фёдоровича стало результатом совместной работы двух знаменитых деятелей восемнадцатого века: полимата Михаила Васильевича Ломоносова и живописца Фёдора Степановича Рокотова, - собранная на Усть-Рудицкой фабрике мозаика повторяет картину кисти последнего, написанную в 1758 году.
Первым, что можно заметить, является достаточно мелкий набор помощников Ломоносова – детализация превосходит созданные ими же ранее работы, что говорит о значительно возросшем мастерстве.
Хоть Лапшина когда-то и описала его «вялым», портрет при полной передаче объёма всё же остаётся характерно насыщенным оттенками: например, тщательно проработанное лицо будущего императора выделяется розовым румянцем на холодном и тёмном фоне. Интенсивность цвета, разумеется, наиболее хорошо видна в одежде: привычное декоративное сочетание алого цвета кафтана и голубого муара ленты, чистая белизна ворота.
Портрет можно назвать парным – вместе с ним Ломоносовым было набрано и поднесено Петру III после вступления того на престол изображение Анны Петровны, матери императора, на котором так же заметно изменение цветов к более ярким с оригинала кисти Каравакка. Стоит заметить, что попытка заполучить расположение правителя оказалась неудачной.
На данный момент портрет Петра Фёдоровича хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи.