Владимир Фролов родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. С детства творческого и одаренного юношу окружала атмосфера искусства. Его отец, Александр Никитич Фролов — художник-мозаичист и признанный мастер своего дела, выполнял заказы не только для русской царской семьи, его работы пользовались популярностью и среди монарших особ по всей Европе. Старший брат Владимира, Александр, пошел по стопам отца и вместе с ним основал Мастерскую декоративной мозаики.
Мастерская Фроловых выполняла заказы на создание мозаик для храмов и общественных зданий по всей Российской империи. Особой гордостью семьи стали работы по выполнению мозаик для наружное отделки Спаса на крови, который стал настоящей визитной карточкой Санкт-Петербурга.
Владимир мог часами наблюдать за работой отца и брата, а в 1894 году сам поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств.
Однако получить полное академическое образование ему не удалось. Уже через три года, в 1897 году, после смерти брата, ему пришлось оставить учёбу. Он начал помогать отцу в мастерской, чтобы продолжать семейное дело, и продолжал познавать основы мозаики уже на практике.
В 1900 году Владимир Фролов стал полноправным руководителем мастерской и смог поднять ее репутацию на новый уровень. Его имя стало известно по всей стране – именно он создавал лучшие мозаики в России.
Время внесло коррективы в работу мастера. В 1914 году началась Первая мировая война, строительство в Российской империи почти полностью прекратилось, поэтому заказов в мастерской становилось все меньше.
А после Октябрьской Революции дела стали обстоять еще хуже: мозаичное искусство зачастую использовало за главный сюжет церковные мотивы, поэтому тесно ассоциировалось с религией. Когда Церковь стала подвергаться гонениям, молодая советская власть сочла мозаику излишне архаичной и стала запрещать ее. В 1918 году мастерскую Фроловых закрыли, вместе с этим событием стало уходить в пучину забвения и русское мозаичное искусство.
Переломный момент произошел в 1930-е годы. Именно тогда началась новая веха в истории мозаики, которая сегодня у многих ассоциируется именно с советским наследием.
В тот момент архитектор Алексей Щусев создал третий, каменный, мавзолей Ленина. Он был уверен, что траурный зал должен быть отделан только смальтой и потребовал поручить эту работу именно Владимиру Фролову, которому принадлежала самая большая коллекция смальты в стране. В этой работе мастер использовал самое дорогое и лучшее цветное стекло из своей коллекции, которое, как ни драматично, когда-то было сохранено для заказа последнего императора Николая II.
После этого художник смог вернуться к творческой деятельности и выполнял заказы уже на революционную тематику, адаптируя их под новое время. В его творениях религиозные сюжеты сменились на идеологические, сохранив при этом качество и эстетику, и запустив новую традицию в искусстве. Таким образом, возрождение мозаики как вида искусства в советский период истории нашей страны произошло именно благодаря Владимиру Фролову.
Создавать их Фролов был вынужден без света в выстуженном помещении Академии художеств. Шел 1942 год, Ленинград находился под немецкой блокадой, мастеру для освещения выдали только керосиновую лампу, большую часть работы он делал практически вслепую. Но мозаики были завершены в срок. Зимой 1942 года Фролов успел передать последнюю работу по Дороге Жизни, а через три дня скончался от истощения.
Свое последнее пристанище Владимир Александрович Фролов обрел в братской могиле Академиков Художеств на Смоленском кладбище.