Советская мозаика
Советская мозаика зарождалась в знаменитой мастерской мозаичиста В.А. Фролова. Именно ему было доверено изготовить два герба СССР, установленные на фасаде Киевского вокзала в Москве, и декорировать мозаикой траурный зал Мавзолея Ленина.
А расцвет советской мозаики пришелся на 1960–70-е. В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов», население столицы выросло с 5 до 7 миллионов.
Старая модель мира сменяется новой. В домах и на домах по всей стране появляются мозаики – важные составляющие советского искусства. Часто их можно встретить на вокзалах, в вузах, на зданиях домов культуры и других важных госучреждений.
Сюжеты почти одинаковы: космос, научная фантастика, передовые научные открытия, героизм строителей социализма, спорт, мирный труд. По советской мозаике легко угадать, о чем тогда думали и мечтали.
Две московские мозаики
В 1976 году архитектору Л. Н. Павлову поручили украсить фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. И он водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса с формулами. Для того, чтобы получше рассмотреть мозаику, нужен бинокль. Москвичи прозвали здание «домом с ухом».
В мозаике бывшей фабрики «Детская книга» с читающими детьми соседствуют космические корабли и радуга, красноармеец и Спасская башня. Ниже — цитата Ленина. Это действительно одна из самых впечатляющих мозаик советской Москвы.
Мозаика московского метро
Знаменательно, что в советский период, в 40-е годы, происходит возрождение флорентийской мозаики. Она как бы перемещается из царских дворцов в «подземные дворцы пролетариата». Для человека эпохи СССР московский метрополитен стал воплощением утопии будущего, где все равны.
По замыслу создателей, реализация идей дворцовой архитектуры имела пропагандистское значение, так как целью всего был показ превосходства социализма над капитализмом, хотя сейчас известно, что монументальность в декоре метрополитена была обусловлена отсутствием в стране достаточного количества кафельной плитки.
Техника флорентийской мозаики идеально гармонирует с интерьерами метрополитена. Несмотря на сравнительно небольшое количество станций, оформленных подобным образом, именно она широко применяется в московском метро. Кроме тимпанов над входами («Тимирязевская») и украшения стен («Чеховская»), ею декорированы также стены станций («Бауманская»), фризы вестибюлей («Киевская») и несущие пилоны («Достоевская»).
Первым ярким примером этой мозаики в московском метрополитене можно считать панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» на станции «Новокузнецкая»(1942-1943). Материалы военного времени просты — мрамор и мраморовидный известняк.
В застывших сюжетах, посвященных труду белорусских крестьян, с плафонов станции «Белорусская» бросается в глаза полихромия различных пород камня.
В мозаиках стен станции «Царицыно»(1983—84) присутствуют красная звезда, серп и молот, так как ранее станция носила название «Ленино».
Знаменитые монументалисты Э.А.Жаренова и В.К.Васильцов в условиях идеологического давления создали на стенах станции «Нагатинская» неидеалогизированный проект, отражавший историю древней столицы.
Результатом не менее удачного творческого содружества художников М.А.Шорчева и Л.К.Шорчевой стала мозаика на станции «Чеховская». Сюжеты композиций связаны с творчеством писателя, но очень просты и лиричны. Использованы лазурит, родонит, оникс, малахит, редкий чароит.
Станция «Тимирязевская» (1991) стала последней станцией с флорентийскими мозаиками, изготовленными в СССР. Тема сада передана посредством множества тончайших оттенков цветных камней и подчеркивает связь архитектурного пространства с природой.
В 2010 году открылась станция «Достоевская». Впервые в истории Московского метрополитена использован почти монохром, соответствующий духу произведений Достоевского. А их сюжеты легли в основу композиций на пилонах. И впервые мозаика набиралась за пределами страны.
Значение флорентийской мозаики в СССР и России
До работ Фролова советского периода мозаика как вид декоративного искусства ассоциировалась с религией. Cвою роль сыграла и дороговизна материалов. Поэтому до 30-х годов мозаики не были популярны в СССР.
Флорентийская мозаика - это веха в истории советского искусства. Она со временем вписалась в интересы партии, несла идеологический посыл, прославляя советский образ жизни. И долгие десятилетия она продолжает использоваться для декорирования столичных архитектурных сооружений.