1Site
Оболенский переулок, дом 10, строение 1 101000 Москва
8 (495) 72 999 62 info@1site.ru

Инкрустационный стиль — направление в романской архитектуре Тосканы (Италия) в XI-XIII вв. Его название впрямую связано с главной особенностью построек – инкрустацией.

Крутите, чтобы читать дальше
resize (1) (1).jpg
Базилика аббатства Сан-Миниато - образец романо-флорентийского стиляФото с bigenc.ru

Стены и фасады облицовывали разноцветными мраморными плитами. В интерьерах, включая полы, кафедру и алтарный престол церквей, использовали декоративные вставки с геометрическим, растительным и зооморфным орнаментом. Постройки в инкрустационном стиле возводились главным образом во Флоренции – столице Тосканы.

О своеобразии флорентийской средневековой архитектуры

В XI веке в европейской архитектуре господствовал романский стиль с его монументальностью, находившей выражение во внушительных и солидных архитектурных сооружениях. В храмовом зодчестве он самим своим видом вел верующего, транслируя мысли о незыблемости Веры и неоспоримой правоте отцов католической Церкви.

Но в средневековой Флоренции и романика, и готика – ещё один главенствующий стиль Средневековья – развивались по-своему. Романские по времени храмы напоминают античную архитектуру: мощная средневековая основа органично сочетается в них с элементами античности. Итальянские архитекторы заимствовали у древних колонны, пилястры, фронтоны и др. Такая архитектура, говоря искусствоведческим языком, тектонична. В ней чувствуется логичность форм, тяжесть одних и лёгкость других конструкций, а в духовном плане — рационализм, покой и гармония.

Инкрустационный стиль — отличительная особенность флорентийской средневековой архитектуры. Обычай облицовывать фасады и стены храмов снаружи цветным мрамором сохранялся в итальянском зодчестве вплоть до XV века. Однако мрамор отбирали белый, зеленоватый, розоватый, серый, то есть нежных оттенков. При восходе солнца эта полихромия создает необычный эффект свечения. Строения кажутся как будто легче, невесомее и одухотвореннее, как в готике.

Также существует мнение, что итальянские архитекторы романской эпохи считали свою архитектуру прямой преемницей зодчества IV-V веков н.э. Они старались откровенно подражать первым христианским храмам—базиликам. Отсюда сходство и с раннехристианской архитектурой.

Таким образом, во флорентийском зодчестве того времени совмещены черты романской эпохи, своеобразный подход к элементам античного и раннехристианского зодчества и традиция инкрустирования мраморными плитами.

Флоренция прославилась как колыбель Возрождения, а значит, флорентийские строения в инкрустационом стиле — это первые яркие явления Проторенессанса (Предвозрождения). Неслучайно же постройки в этом средневековом стиле гармонировали со скульптурой и живописью Ренессанса. А построенный в инкрустационном готическом стиле кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре доделывал уже ренессансный архитектор Брунеллески.

Церковь Сан-Миниато-аль-Монте (1014–1207)

303791_640 (1).jpg 311349_original (1).jpg
Церковь Сан-Миниато-аль-Монте
Это базилика во Флоренции, расположенная на вершине одной из самых высоких точек города. Эту гору некогда называли «горой креста»: она достаточно высокая, подняться на нее непросто. Сан-Миниато-аль-Монте считается одной из лучших романских построек в Тоскане и одной из самых живописных церквей в Италии. Само название переводится как «храм Святого Миниато, или Минаса, на горе». Церковь была освящена в честь христианского мученика Мины Флорентийского — армянского святого. И там же хранятся его мощи.

На фоне голубого неба романская церковь выделяется белым мраморным фасадом с вкраплениями зеленого мрамора. Если посмотреть вверх, можно увидеть два важнейших элемента античного зодчества. Во-первых, римскую арку в нижнем ярусе. Во-вторых, на редкость своеобразный фронтон.

Напомним, что фронтоном в архитектуре называют часть фасада здания, портика или колоннады, которая находится между карнизом и чердаком.А слово «портик» происходит от латинского porticus, которое переводится как «галерея из столбов или колонн».

Возникает ощущение, будто в этот фронтон вставили имитацию античного портика. И у него есть свой фронтон наверху, тоже украшенный арками. И тот опирается на имитацию столбов. Можно разглядеть инкрустацию из двуцветного мрамора, если не помешают блики, играющие на главном украшении базилики — золотой мозаике XII века. Прямо из-под фронтона на нас смотрит Иисус, слева от него — Дева Мария, а справа — святой Минас.

Первое, что бросается в глаза знатокам архитектуры в интерьере, – это стропильный потолок, ведь для романики типичны своды. Возможно, флорентийцы и не стремились к грандиозности, поэтому создали такую умиротворяющую постройку, которая априори располагает к духовной сосредоточенности, тем более что неподалеку от этого монастырского храма и по сей день располагается аббатство ордена бенедиктинцев. Одновременно это сакральное архитектурное сооружение даёт ощущение простора и свободы: арки широкие, между ними можно быстро и беспрепятственно перемещаться в пространстве.

По мозаичному покрытию древней базилики сейчас бродят вездесущие туристы. Зодиакальные узоры и тонкое кружево восточного орнамента украшают пол подобно роскошному белому ковру. Стены внутри тоже белые, так как облицованы белым мрамором, а геометрический рисунок плит перекликается с фасадом здания.

Напротив входа в храм находится большая мозаика 1297 года. Сюжет дублирует мозаику фасада. На ней изображены Христос, Дева Мария и правитель Армении, передающий корону Владыке Небесному.

Можно сказать, что Сан-Миниато-аль-Монте — это шедевр романского и одновременно инкрустационного стиля. Мы видим очевидную попытку флорентийских зодчих приблизиться к духу античности и гармонии древнеримских построек. Словом, архитектура средневековой церкви во многом перекликается с зодчеством эпохи Возрождения.

Еще 2 интересных факта о Сан-Миниато-аль-Монте

Факт 1.Позже перед входом в церковь соорудили огромную лестницу. В народе её прозвали «лестницей Данте». У итальянцев есть предание, что поэт специально поднимался по ней, дабы духовно укрепиться. Для этого он преодолевал все 308 ступенек. Правда это или нет — этого мы никогда не узнаем, потому что нет никаких документальных подтверждений. Но Данте и лестница храма теперь уже навечно соединены в истории Сан-Миниато-аль-Монте. Факт 2. А лестницы по бокам алтаря ведут вниз, к крипте XI века – подземному сводчатому помещению. На сводах ещё сохранились остатки старинных фресок работы художника Таддео Гадди.

Так вот, именно эти лестницы крипты изобразил Леонардо да Винчи в эскизе к картине «Поклонение волхвов». Но почему-то ошибся: вместо 17 ступенек запечатлел всего 16. Великий художник перенес лестницы из Сан-Миниато-аль-Монте и на саму картину, тем самым увековечив церковь.


Big Pink Moon / Большая Розовая Луна

Автор: Ивашкина Светлана

Деревянная мозаика маркетри

С французского "маркетри" можно перевести как "деревянная мозаика". Это одна из ... читать больше

Техника мозаики «тренкадис»

Тренкадис – это техника создания мозаики «неправильных» форм, как правило, из глазурованной керамики... читать больше

Другие материалы по теме