1Site
Оболенский переулок, дом 10, строение 1 101000 Москва
8 (495) 72 999 62 info@1site.ru
Крутите, чтобы читать дальше

С французского "маркетри" можно перевести как "деревянная мозаика". Это одна из самых интересных техник декорирования изделий из дерева.  Техника сродни мозаике - только набор рисунка делается не из смальты или камня, а из деревянных пластинок различного цвета и фактуры, чаще всего используется шпон разных пород древесины. И чем интереснее цвет и фактура древесины, тем богаче "палитра" мастера и интереснее получится работа. Но начнем с мат.части.

Техника изготовления маркетри - мозаика по дереву

Мозаичную технику декорирования поверхности одним или несколькими материалами, которые отличаются от основы по цвету, фактуре или текстуре, называют инкрустацией. Маркетри — это разновидность инкрустации, наклеивание элементов из шпона на деревянную основу.

А шпон — это тонкие листы ценной древесины, получаемые снятием широкой длинной стружки, строганием или распилом дерева на пластины. То есть, декорируемая поверхность облицовывается шпоном из черного, красного, розового дерева.

Маркетри может выполняться и по принципу интарсии, то есть врезания шпона в основу изделия.

Маркетри относят больше к деревянной мозаике, но по необходимости мозаичисты используют слоновую кость, моржовый клык, панцирь черепах, перламутр, оловянные и латунные вставки, даже солому.

Эта сложная техника широко применяется для оформления предметов мебели и декора. Узорами, орнаментами или рисунками украшают комоды, шкафы, изголовья кроватей, столы и столешницы. Популярно также украшать шпоном сувениры: шкатулки и сундучки, подарочные коробки и.т.д.

Ценится такая мозаика высоко: любое изделие — ручная работа, требующая от исполнителя не просто кропотливости и работоспособности, а настоящего таланта, плюс дорогие материалы.

Но маркетри — это также искусство создавать живописные полотна из шпона: натюрморты, пейзажи и портреты. Мастерам особенно хорошо удаются флористические мотивы. Если оттенки шпона подобраны грамотно, достигается даже портретное сходство, хотя маркетристы чаще предпочитают красочные абстрактные узоры и геометрические фигуры.

Начало начал

И трон, и мебель Тутанхамона богато украшены сказочным орнаментом с драгоценными камнями, маленькими декоративными плиточками, прямоугольными кусочками дерева, вкраплениями золота, слоновой кости. А значит, уже египтяне владели техниками инкрустации по дереву. И у маркетри очень длинная история.

47265qi4b (2).jpg
Автор фото: Ron Higgins on Art Marquetry, Decorative iron hinges, Wood inlay

Маркетри в Европе

Сам термин не случайно имеет французское происхождение и на русском языке в одном из переводов звучит как «наборное дерево». В XVII веке изготовлением наборной мебели славились нидерландские мозаичисты. В следующем столетии особо отличились французские мастера. До них инкрустирование шпоном не имело широкого распространения. А вот с изобретением станков для производства пиленого шпона инкрустированные в технике маркетри предметы стали популярны у богатейших и влиятельных людей того времени. Наступил подлинный расцвет маркетри.

«Ювелир мебели»

Именно в XVII веке создавал свои шедевры великий мебельщик Андре-Шарль Буль. «Мебель Буль», «декор Буль», «интерьеры Буль»... Как сейчас говорят, «Буль» был своего рода брендом эпохи. Тогда же за непревзойдённую изысканность стиля французского гения прозвали «ювелиром мебели».

Потомственный краснодеревщик, в 30 лет он был назначен королевским мебельщиком Людовика XIV и занимал эту должность вплоть до кончины монарха. Его главным заказчиком оставался король Франции. Поэтому в центре своих изделий Буль помещал эмблему Короля-Солнца, то есть маскарон с ликом бога Аполлона и расходящимися от него солнечными лучами. И Версаль, и Лувр были украшены роскошными творениями придворного художника. Но за мебелью от Буля стояли в очереди и вся французская знать, и многие иностранные монархи того времени.

Мастер умело заимствовал лучшие методы работы своих собратьев по ремеслу и искусству, дополнял их оригинальными идеями и вносил кардинальные изменения в технологию производства, ломал старинные традиции. Так, французский новатор приходит к новому варианту техники маркетри, впоследствии названной в его честь – «маркетри Буля». Он меняет традиционное маркетри, доводит его до совершенства. И его уникальный стиль на несколько столетий становится эталонным для его последователей.

Интересно, что все четыре сына пошли по его стопам. Они унаследовали права на непроданные предметы работы гениального отца, а также его огромные долги. Причиной постоянных финансовых бедствий художника-аристократа была его страсть к коллекционированию. Трагично то, что большую часть коллекции Буля, включавшей 48 эскизов Рафаэля и копии работ Микеланджело, уничтожило пламя пожара.

На сегодняшний день творческое наследие Буля – это сотни произведений декоративного искусства. Многие работы – непревзойдённые шедевры. Больше всего экспонатов хранятся в Лувре, Метрополитене и других музеях и частных собраниях.

Маркетри в России

Техника маркетри пришла в Россию из Европы. Первые отечественные изделия появились ещё при Петре I и были созданы пенсионерами, то есть мастерами-студентами, которые проходили обучение в Европе. Период расцвета российского маркетри совпадает со временем правления императрицы Екатерины II, а это уже XVIII век. В Европе бум маркетри пошел на спад, а у нас, наоборот, маркетри приобрёл популярность и некоторые индивидуальные отличия.

В историю русского декоративного искусства вошло немало имен маркетристов: Г. Козлов, братья Насковы, Н. Васильев, И Киммель,Х. Мейер, М. Я.Веретенников.

По сюжетно-композиционным особенностям изображения маркетри делятся на шесть типов:

  1. Маркетри с орнаментальным мотивом.
  2. Маркетри с натюрмортами из фруктов.
  3. Маркетри с архитектурными пейзажами.
  4. Маркетри с аллегорическими сюжетами.
  5. Маркетри с жанровыми, бытовыми сценками. Маркетри с китайскими мотивами.

Самые популярные – первый и второй типы.

Маркетри – это удивительная техника, позволяющая получить невероятные изделия, которые, благодаря живому дереву, будут органично смотреться в любом интерьере.

А антиквариат в технике маркетри продаётся в самых фешенебельных магазинах и пользуется повышенным спросом на мировых аукционах.


Единение

Автор: Прохорова Светлана

Философский взгляд на попытку человека выйти за рамки серой обыденности. Большие города с безумным ритмом жизни оставляют мало места для духовного роста. Но душа человека стремится вверх, подняться над действительностью. Есть ли возможность выйти за рамки, подняться над суетой? На этот вопрос автор мозаики отвечает своей работой, выполненной для выставки "Рефлексия в камне". Лестница в небо как шанс на единение физического начала с духовным.

Другие материалы по теме