На сегодняшний день произведения в технике флорентийской мозаики представлены в крупнейших мировых музейных собраниях: в Лувре, Версале, Прадо, Метрополитене, музее Виктории и Альберта. А у нас в стране – в Государственном Эрмитаже. Большая часть флорентийской мозаики Эрмитажа изготавливалась в Петергофе.
Достижения Петергофской гранильной фабрики и Эрмитажа
Именно Императорская Петергофская гранильная фабрика стала главным центром флорентийской мозаики в России. Её основали по указу Петра I в 1721 году.
Дошедшие до нас 2 ранние работы из собраний Государственного Эрмитажа — «Прибрежный пейзаж» и икона «Вседержитель» — выглядят как аппликация или коллаж. Как говорится, всякое начало трудно.
Но в 1847 г. для изучения техники мозаики во Флоренцию отправили младшего мастерового Ивана Соколова. Он оказался на редкость талантливым учеником. Выполненную им вскоре столешницу Николай I признал достойной для показа на Всемирной выставке. А стол работы Соколова после Лондона сейчас экспонируется в Малахитовом зале Эрмитажа. А главное, он поделился новыми технологиями со своими коллегами, что заметно сказалось на качестве продукции фабрики.
Среди работ фабрики особое художественное значение имеют 3 шкафа-кабинета. После революции все они были вывезены в Москву для отправки за границу, но, согласно легенде, Ленин запретил их продажу. Между тем американцы предлагали по 25 паровозов за каждый! Две эти работы сейчас находятся в Эрмитаже.
Для шкафа из красного дерева на фабрике изготовили панно «Тропический лес на белом фоне». Для изображения экзотической растительности послужила зеленая яшма. Эта мозаика воспринимается как великолепная живопись. Второй, чинаровый шкафчик, украшен мозаикой «Арабески». В качестве фона выбран лазурит интенсивного синего цвета.
Там же, в Эрмитаже, флорентийские мозаики украшают драгоценные столы Павильонного зала. Нельзя пройти мимо консоли красного дерева с бронзовыми ножками-сфинксами и мозаичной доской, некогда принадлежавшей Жозефине Бонапарт. Голубая лазурь столешницы – морская бездна с её диковинными обитателями и раковинами из яшмы, где коралловые ветви перевиты жемчужной нитью. Цветы выполнены из сердолика, бусины – из перламутра, а наборные пластинки- из лазурита и малахита. Но это уже шедевр французских и итальянских мастеров.
Музей Ошкуковых

В наши дни флорентийскую мозаику, конечно, можно увидеть в государственных музеях. Например, самая знаменитая флорентийская мозаика советского периода под названием «Индустрия социализма» находится в Санкт-Петербургском геологоразведочном музее.
А вот о частных коллекциях мы знаем мало. Между тем единственный в нашей стране Музей флорентийской мозаики Бориса и Людмилы Ошкуковых находится тоже в Санкт-Петербурге.
Миссию основателей музея сравнивают с концепцией мецената Петра Третьякова. Ошкуков поставил перед собой почти такую же цель: собрать солидную галерею работ отечественных мозаичистов.
Но Ошкуков, в прошлом врач-реаниматолог, и сам виртуозно владел мастерством камнереза. Панно «Цапли при луне» — достойный итог его ученичества. И неслучайно особое место в коллекции занимает его творческое наследие. Более 10 лет мозаичист работал над абстрактными панно. Более 100 мозаик были выполнены по его эскизам в российских мастерских.
Однако коллекция Ошкуковых достаточно полно отражает историю развития всего отечественного искусства флорентийской мозаики в постсоветском пространстве, так как состоит из работ свыше 30 российских мозаичистов и творческих мастерских. В ней представлены наиболее значительные «каменные картины» основных центров камнерезного искусства: Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Дальнего Востока. Также разнообразны предметы интерьера, ювелирные изделия и часы с мозаичными вставками.
Технически безупречны каменные копии произведений живописи. К числу «жемчужин» музея можно отнести повтор полотна Поленова «Бабушкин сад», выполненный в мастерской Девятова, Сибай.
В каменной «палитре» панно московской мастерской Белякова присутствуют виолан, кремень, кахолонг. Оно вдохновлено гравюрой Хокусая «Волна».
А для портрета Чайковского художник Карманов из Кунгура использовал яшму.
Открытие музея было приурочено к 300-летию Санкт- Петербурга. Панно уфимских мастеров «Зимняя канавка» – это монохромные изображения панорамы Исаакиевского собора и силуэта Петропавловской крепости.
Картина «Снежный барс» художника Павлишина – свидетельство того, что отечественное искусство мозаики станковых форм достигло мирового уровня: 20 видов камня и безупречное качество исполнения.
Большая часть экспонируемых у Ошкуковых произведений выполнена в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
Выставки в России
В России сейчас не так много художников-мозаичистов, работающих в этой сложной в исполнении, требующей существенных финансовых затрат технике. Но они есть и радуют нас своими творческими отчётами.
Так, искусство современного художника Юрия Мандаганова заключает в себе элементы наследия европейской культуры и отголоски традиций Востока. Преданность любимому делу, высокая работоспособность и талант позволили мастеру создать авторскую школу бурятской флорентийской мозаики. Весной 2023 года в Красноярске прошла его персональная выставка.
В том же году в небольшом городке Чекалин выставлялись разнообразные по тематике мозаики московского художника Владимира Ильина, 40 лет работающего с камнем.
В сентябре 2024 в Твери прошла ещё одна выставка Ильина. Зрители увидели более 80 станковых работ в технике всё той же флорентийской мозаики, с использованием цветного мрамора, кварцита, яшмы, родонита и других поделочных камней.
И не забывайте, с афишей мозаичных выставок вы можете познакомиться в одном из разделов нашего сайта: => перейти в афишу